Что такое усилитель для наушников, и зачем он нужен? Сравнительный тест усилителей для наушников Как подобрать портативный усилитель.

Что такое усилитель для наушников, и зачем он нужен? Сравнительный тест усилителей для наушников Как подобрать портативный усилитель.
Что такое усилитель для наушников, и зачем он нужен? Сравнительный тест усилителей для наушников Как подобрать портативный усилитель.

Нередко бывает, что после покупки дорогих внутриканальных наушников (вроде Westone 4 или Sony XBA-4) качество звука поднимается далеко не на ту ступень, которая ожидается от топовой модели. Аналогичная картина наблюдается и с полноразмерными моделями (крупными наушниками, вроде Audez’e LCD2): вроде бы и громкость хорошая, но сам звук какой-то мутный, безжизненный и резко-раздражающий.

Обычно такая ситуация типична при подключении наушников к сотовому телефону, музыкальному центру или встроенной звуковой карте. В поисках решения выясняется, что нужен специализированный усилитель для наушников. Давайте попробуем разобраться, какую роль он играет, и каковы его возможные технические параметры.

Вспоминаем физику

Энергопотребление прибора, включенного в розетку, принято выражать через мощность, которая, как известно, зависит от сопротивления этой нагрузки. К усилителям для акустических систем, как правило, подключаются колонки с сопротивлением в 4 Ом или 8 Ом. Производители обычно указывают максимальную мощность для каждого типа колонок, и такой информации достаточно, чтобы примерно оценить итоговую громкость, развиваемую системой. У наушников ряд типовых сопротивлений насчитывает 11 значений, от 8 Ом и до 600 Ом. К сожалению, производители не дают полной информации о максимальной мощности на каждом из номиналов нагрузки.

Подключив к усилителю наушники или колонки, мы с помощью регулятора громкости задаём уровень напряжения, подаваемый на эту нагрузку. Потребляемый ток при этом пропорционален напряжению и обратно пропорционален сопротивлению нагрузки. Читатель может вспомнить формулу из школьного курса физики I = U/R, где I - ток, U - напряжение, а R - сопротивление. Чтобы не вдаваться в тонкости и термины, достаточно представлять себе соотношения между параметрами цепи на уровне приведенных выше пропорций: «больше сопротивление - меньше ток» и т.д. Соответственно, чем ниже будет сопротивление наушников, тем больший уровень тока надо отдать усилителю, в то время как высокоомным наушникам, наоборот, нужен незначительный ток.

Здесь нужно обратить внимание на отличие усилителя от прибора, включенного в электрическую розетку, где поддерживает переменное напряжение постоянного уровня (его среднеквадратичная величина всем известна - 220 В). На выходе усилителя мы можем выставить и 1 В, и 10 В, и любое другое напряжение. Но если для прибора, запитанного от розетки, энергопотребление будет прямо пропорционально потреблению тока, то у усилителя для наушников это не так: потребление тока будет зависеть как от уровня выставленного напряжения на выходе, так и от величины нагрузки.

Обратная сторона экономии

У каждого усилителя есть два ограничивающих фактора: это уровни максимального напряжения и максимального выходного тока. В случае, когда мы выставляем настолько высокую громкость, что усилителю не хватает напряжения или тока, в выходном сигнале прибора возникают заметные и неприятные искажения.


Colorfly C3

Низкоомные наушники, как правило, обладают высокой чувствительностью, и им не нужен усилитель с высоким порогом выходного напряжения. В сотовых телефонах и плеерах зачастую усилитель ограничен уровнем выходного напряжении 0,2 - 0,3 В, а в мощных плеерах вроде HiSound или Colorfly C3 - уровнем порядка 0,5-0,7 В. Первого уровня напряжения вполне хватает для низкоомных внутриканальных наушников, а второго - даже для полноразмерных крупных наушников. Однако такие наушники потребляют большой ток, и производители мобильных и портативных устройств стараются этого избежать.

Экономия, на которую они при этом идут, проявляется либо в использовании максимально экономичных микросхем усилителей (с высоким КПД, малым потреблением тока, но в итоге с низким качеством звучания), либо в ограничении питания усилителя, в результате чего он работает с искажениями. Впрочем, производители экономят на энергопотреблении не зря: эти меры позволяют сотовому телефону или плееру долго работать на одном заряде компактной аккумуляторной батареи, что очень важно с учётом скромных габаритов этих устройств. Но в жертву приносится качество звука.

На внешнем питании

У самых качественных на сегодняшний день плееров - таких, как Colorfly C4 Pro и iBasso DX100 - достаточно большие габариты как раз потому, что их производители не экономили на энергопотреблении. Помимо таких плееров существуют и портативные усилители, которые питаются от собственного аккумулятора и подключаются к любому источнику питания. Благодаря высокому сопротивлению на входе они практически не потребляют энергии от телефона или плеера и позволяют слушать музыку долго, как если бы телефон воспроизводил её на очень низком уровне громкости. Портативные усилители могут быть предназначены как для внутриканальных наушников, вроде iBasso D-Zero, так и для крупных наушников, вроде iBasso D12 Anaconda. Для владельцев планшетов и ноутбуков эти усилители можно даже подключить по USB, словно компактную внешнюю звуковую карту.


Colorfly C4 Pro


iBasso D-Zero

Для домашних наушников может потребоваться как усилитель с большим порогом выходного тока и низким уровнем напряжения для низкоомных моделей, так и наоборот - с низким порогом для выходного тока и высоким порогом для выходного напряжения. Поэтому усилители делятся условно на универсальные (работающие с практически любым сопротивлением наушников), так и на приборы, работающие преимущественно с определенным номиналом нагрузки, что позволяет лучше оптимизировать схему усилителя и получить прирост в качестве.

Сводя шумы к минимуму

А почему не использовать вместо усилителя для наушников обычный усилитель для колонок, который и напряжения, и тока может выдать больше? К сожалению, усилители для колонок изначально рассчитаны на высокий уровень сигнала, а на малых уровнях получается либо много искажений, либо хорошо слышен фоновый шум усилителя. С колонок, обладающих более низкой чувствительностью, шум практически не слышен, даже когда ухо подносится непосредственно к динамику, а вот у наушников динамик и более чувствительный, и расположен слишком близко к уху. По этой причине усилитель для наушников проектируется таким образом, чтобы фоновый шум был максимально низок.

Из-за большого количества типовых сопротивлений, условно делящихся на низкоомные и высокоомные, некоторые усилители содержат два выхода для наушников. Вход для низкоомных наушников, как правило, тише и более качественно работает на низких уровнях громкости.

На лампах или на транзисторах?

Особого упоминания достойны ламповые усилители. Сегодня лампа редко используется в усилителях, т.к. не экономична по сравнению с транзистором, требуя большого расхода энергии, а также не позволяет сделать усилитель компактным и «холодным». Тем не менее, ламповые усилители очень музыкальны и не сдают позиции в аудиосистемах, которыми пользуются ценители качественного звука.


Laconic LunchBox 6 Pro


Laconic Night Blues mini

Один из самых бюджетных и компактных усилителей - Laconic LunchBox 6 Pro, предназначенный в основном для работы с высокоомными наушниками. Обычно транзистор способен пропустить через себя большой уровень тока, но ограничен по уровню напряжения, в то время как лампа, наоборот, может работать с высоким напряжением, но ток достаточно мал. По этой причине связка из высоокоомных наушников и лампового усилителя наиболее оптимальна. Для низкоомных наушников делают более сложные ламповые усилители, где усилительный каскад работает с высоким напряжением, которое, в свою очередь, подается на понижающий трансформатор. После этого на выходе получается низкое напряжение и хороший запас по уровню тока, достаточного для работы с низкоомными наушниками. Ярким примером такого устройства может служить модель Laconic Night Blues mini.

Подбираем усилитель

По какому параметру стоит подбирать усилитель? В идеале для этого нужна таблица, в которой бы была указана максимальная мощность для каждого типового сопротивления наушников. Однако в технических данных приборов, в самом лучшем случае указывается лишь максимальный уровень мощности, исходя из которого не всегда можно вычислить максимальный уровень тока и напряжения для остальных типов сопротивлений. В этой ситуации остается полагаться на указанные допуски сопротивления, с которыми работает усилитель. Например, если нижнее ограничение - 30 Ом, то это значит, что наушники с сопротивлением 16 Ом будут воспроизводить звук с искажениями. Если же указано максимальное сопротивление 300 Ом, то, значит, наушники с сопротивлением 600 Ом будут играть недостаточно громко. Все остальные характеристики, такие как частотный диапазон и уровень искажений, носят в основном справочный характер.

Наверняка почти каждый из нас знает или хотя бы слышал про аудио усилители. Однако когда речь заходит о таких устройствах, как «усилитель для наушников», то многие теряются. Давайте попробуем вместе разобраться, что же это за специфические усилители.

Самый главный вопрос, который возникает – зачем нужен такой усилитель. Ведь почти на любом устройстве, будь то магнитола, плеер, или звуковая карта, есть выход для подключения наушников.

Если немного покопаться в интернете, то можно найти много статей о внешних усилителях. Обычно все сводится к тому, что использование внешнего усилителя улучшает качества звука.

Напрашивается вывод, что параметры встроенных усилителей оставляют желать лучшего.

Тогда возникает вопрос: «Почему аудио сигнал, проходя через «плохой» усилитель, а далее через «хороший», улучшается. Ведь по логике, если встроенный усилитель добавляет искажения, то внешний должен их только усилить.

Самый главный вопрос, который возникает – зачем нужен усилитель для наушников.

Давайте разбираться в этом.

Если провести обмеры встроенных усилителей на холостом ходу (без нагрузки), то можно убедиться, что в целом параметры встроенных усилителей не плохие. Но картина серьезно меняется, когда к выходу усилителя подключены наушники. Параметры резко ухудшаются. Обычно это происходит из-за плохого согласования низкоомной нагрузки (наушников) и усилителя.

Не удивительно, что это приводит к серьезному ухудшению качество звука.

Если используются высокоомные наушники, то ситуация становится чуть лучше. Но в таком случае встроенным усилителям обычно не хватает запаса по напряжению, чтобы получить приемлемую громкость в наушниках.




Теперь рассмотрим ситуацию, когда к выходу для наушников подключен внешний усилитель для наушников. Сразу надо отметить, что входное сопротивление внешнего усилителя большое, обычно не менее 20 кОм. Работа на такую высокоомную нагрузку не представляет для встроенного усилителя особых трудностей.

Она похожа на работу без нагрузки (достигаются максимально возможные характеристики для данного устройства). В этом случае, внутренний усилитель легко отрабатывает все, что должен без лишних искажений. А всю остальную работу берет на себя специализированный усилитель, который для этого и создан.




На одном из форумов встречал интересное сравнение, что слушать наушники без внешнего усилителя – все равно, что смотреть телевизор без антенны. Рациональное зерно в этом утверждении действительно есть.

Ну а лично для меня использование усилителя по ощущениям было сродни переходу от встроенной к хорошей звуковой карте. В знакомых композициях появились детали, которых до этого не было слышно. Больше всего меня поразило, что это преображение произошло с обычными недорогими наушниками, которые я использовал уже несколько лет и даже не подозревал, что они могут так играть.

Получается, что внешний усилитель помогает раскрыть потенциал аудио устройства и услышать на что действительно способны наушники.

Поэтому если представится возможность, то советую попробовать хороший внешний усилитель для наушников.

Уверен, что не разочаруетесь.

До скорых встреч.
Денис Вершинин

Статистика свидетельствует, что 68% наших соотечественников, достигших 18-ти летнего возраста, ежедневно пользуются Интернетом, а число подростков в возрасте 12-17 лет, выходящих ежедневно в Сеть, составляет 89%. Установлено, что основное количество пользователей Интернета занято поиском и прослушиванием музыки. Однако качество звука, получаемого с современного гаджета (телефона, планшета, плеера или ноутбука) оставляет желать лучшего, так как несмотря на огромное количество существующих на сегодняшний день моделей наушников, не все они в паре с источником сигнала способны выдавать отличное звучание. Каждая модель нуждается в индивидуальном устройстве, которое смогло бы помочь ей раскрыть все свои технические возможности и передать звучание именно так, как и было задумано разработчиками. Это и явилось основной причиной создания различных конструкций усилителей для наушников, которые оказались весьма и весьма востребованными.

Нужны ли усилители для наушников?

Существует довольно устойчивое заблуждение, что усилители для наушников необходимы только для увеличения громкости получаемого звукового сигнала. Но на самом деле усилители служат для выполнения двух задач одновременно: усиливать получаемый от аудиосистемы звуковой сигнал и передавать этот сигнал без малейших искажений . Именно вторая задача и является для усилителей для наушников главной, так как при нормальной громкости у современных моделей телефонов и планшетов качество звукового сигнала все еще не на высоте.

Обычно для убеждения очередного потенциального покупателя усилителя для наушников продавцы приводят следующий пример из нашей жизни: две автомашины едут с одинаковой скоростью 100 км/час. Но одна машина едет уверенно, а вторую заносит из-за разбалансированности двигателя и плохой подвески. Так и усилитель, справляясь с увеличением силы звука, должен уметь передать и качество звучания. К примеру, линейный выход от аудиосистемы при низкоомной нагрузке создает достаточно сильные искажения, буквально коверкая звук, и только усилитель может исправить положение и доставить пользователю истинное наслаждение от прослушивания той или иной мелодии. Современные модели усилителей достаточно уверенно контролируют работу наушников, создавая высочайшее качество звучания.

Классификация усилителей для наушников

Название прибора говорит о его предназначении: усилитель используется для усиления электрических колебаний, соответствующих тому диапазону частот, который может восприниматься человеческим слухом. Таким образом, главной задачей усилителя является получение сигнала от аудиоустройства и усиление напряжения и тока этого сигнала до уровня, необходимого динамикам для качественного воспроизведения звука .

История усилителей берет свое начало с 1904 года, когда уроженец Соединенных Штатов Ли де Форест изобрел электронную лампу и собрал первый прибор. Стремительное развитие в последующие годы других электронных технологий и особенно изобретение в 1948 году транзистора сопутствовало появлению новых типов усилителей. Их классификация зависит от принципа обработки входного сигнала, от схем, используемых для согласования выходного каскада с нагрузкой, а также от типа используемых активных элементов в составе прибора и строится в зависимости от следующих параметров:

1.От элементной базы:

ламповые;

бестрансформаторные (OTL);

полупроводниковые;

гибридные;

квантовые;

2.От источника питания:

стационарные;

портативные.

Особенности различных типов усилителей для наушников

Ламповые усилители в своем большинстве помогают создать теплое и комфортное звучание. Чаще всего они используются при работе с высокоомными наушниками. Особенно привлекательна работа этих усилителей в темноте, когда лампы своим свечением придают особый шарм окружающей обстановке. Лампы могут располагаться как внутри корпуса усилителя, так и снаружи. В последнем случае следует иметь в виду, что у усилителей этого типа лампы разогреваются до значительной температуры.

Транзисторные усилители способны очень четко и точно воспроизводить звук, не создавая при этом какого-либо «вкусового» окраса. Этот тип усилителей отлично работает и с низкоомными наушниками. Их размеры меньше, чем у ламповых, а для работы требуется гораздо меньшее количество электроэнергии.

Гибридные усилители имеют в своей конструкции как лампы, так и транзисторы, в связи с чем им присущи достоинства обоих типов усилителей. Чаще всего гибридные усилители используются для низкоомных наушников. Лампа придает звуку мягкость, а транзистор достаточную для качественной работы мощность.

Усилители на ОУ (операционных усилителях) имеют высокое входное и низкое выходное сопротивление. На выходе они создают ток порядка 20-50 мА на канал. Этот усилитель не изменяет получаемый аудиосигнал, поэтому музыка в наушниках звучит именно так, как ее передает первоисточник, без искажений. Уменьшение уровня сигнала достигается с помощью регулятора громкости.

Стационарные усилители работают только будучи подключенными к электрической сети, что не позволяет их использовать вдали от розетки, то есть в дороге. Они незаменимы при работе с ноутбуком или компьютером. Тогда как портативные усилители , питаясь от батарей или аккумулятора, могут быть использованы всегда и везде.

Значение отдельных технических параметров

Любой электроприбор характеризуется мощностью, зависящей, естественно, от величины сопротивления. Для акустических колонок производитель всегда указывает максимальную мощность. Зная, что значение сопротивления у колонок равняется 4, 8 Ом, легко просчитать громкость, которую они смогут воспроизвести. В отличие от колонок, у наушников несколько значений мощности для разного сопротивления (8- 600 Ом), причем производители не предоставляют информацию о мощности по каждому из номиналов. Получается, что наиболее простой способ подстройки усилителя и наушников состоит в регулировке уровня подаваемого напряжения, соответствующего нагрузке.

Вспоминая формулу тока I=U/R, известную еще со времен изучения курса физики в школе, где литерой U обозначено напряжение, а R сопротивление, понимаешь, что чем больше значение сопротивления, тем меньше будет ток, а чем сопротивление меньше, тем большая сила тока требуется. Этим и объясняется, что высокоомным наушникам нужен ток малой силы, тогда как низкоомным большой.

Сообщая потребителям уровень максимального выходного тока и напряжения, производитель усилителя для наушников тем самым стремится снизить риск его некачественной работы, так как если в процессе настройки выставить предельно высокую громкость, то усилителю может не хватить напряжения или силы тока, что приведет к неприятным искажениям получаемого звука. Некоторые модели усилителей оборудованы двумя выходами для наушников высокоомным и низкоомным .

Отдельные пользователи наушников недоумевают: почему нельзя вместо усилителя для наушников использовать усилитель для колонок? Ответ прост: они рассчитаны на воспроизведение высокоуровневого звукового сигнала. Поэтому на малом уровне звука прослушиванию мешает фоновый шум, издаваемый усилителем, или же на входе в наушники появляется множество искажений, что снижает качество звучания.

Легче всего осуществлять подбор нужной модели усилителя, ознакомившись с данными значений максимальной мощности для всех видов сопротивления, имеющихся в наушниках. Но производители обычно ограничиваются указанием только одного максимального уровня, что не позволяет определить уровень напряжения (тока) для остальных значений. В этом случае следует принять во внимание значения допусков сопротивления для определенной модели усилителя. К примеру, значение нижнего ограничения в 30 Ом означает, что наушники с сопротивлением вдвое меньше воспроизведут звук с искажениями. Если же значение максимального сопротивления равняется 300 Ом, то звучание наушников с сопротивлением в 600 Ом будет недостаточно громким и мощным. Поэтому остальные параметры усилителя, сообщаемые производителем (например, уровень искажений или частотный диапазон) имеют лишь справочный характер и не могут оказать действенную помощь в выборе усилителя.

Выбирая усилитель, первый делом следует оценить его габариты. Понятно, что усилитель небольшого размера (меньше сотового телефона) вряд ли окажется в состоянии хорошо обслужить полноразмерные наушники. Если в приведенных в инструкции технических характеристиках усилителя указывается выходное напряжение, сопротивление и максимальная выходная мощность, то, зная чувствительность наушников, можно легко определить итоговый уровень громкости звука. Следует учитывать, что для внутриканальных наушников напряжение на выходе будет порядка 1-2 В, тогда как для полноразмерных до 5 В. Если усилитель способен выдать такое напряжение без перегрузки, то это является решающим фактором, характеризующим его пригодность.

Другим условием, которое оказывает существенное влияние на подбор усилителя, считается соблюдение следующего условия: параметры усилителя должны удовлетворять значению внутреннего сопротивления наушников. Если оно ниже минимального расчетного значения, то выходной каскад может перегружаться, что приведет к росту нелинейных и линейных искажений.

Разделение усилителей по классам

Разделение усилителей по классам производится на основании параметров их режимов работы, которые характеризуются зависимостью выходного тока усилителя от электродвижущей силы (ЭДС) входного сигнала. В некоторых случаях классами (режимами работы) усилителей называют способы, использованные для построения оконечных каскадов. В случае усилителей для наушников рассматриваются три класса:

1. класс «А» - усиление звука происходит на линейном участке вольтамперной характеристики, отсутствуют переходные искажения. Приборы этого класса имеют наилучшую линейность усиления и характеризуются полным отсутствием искажений получаемого сигнала, но их КПД низок от 10 до 20%, вследствие чего приборы этого класса считаются неэкономичными, так как расходуют относительно много энергии буквально впустую. Еще один недостаток усилителей этого класса заключается в их сильном нагреве в процессе работы. Тем не менее, усилители для наушников данного класса на сегодняшний день до сих пор считаются самыми лучшими;

2. класс «В» - усиление звука происходит только в течение полупериода прохода звукового сигнала, то есть усилитель работает с отсечкой. Получается, что для каждой полуволны как бы работает свой усилитель класса «А». Значение выходного тока при этом снижается, а КПД достигает значения в 60-70%;

3. класс «АВ» является промежуточным звеном между первыми двумя классами. Усилители этого класса снижают искажения сигнала за счет его начального смещения. Значение КПД у приборов этого класса тоже как бы промежуточное и равняется 40-50%.

Различие в усилителях разных классов можно заметить, определив значение тока покоя оконечного каскада. У усилителей класса «А» этот параметр равняется нескольким амперам, тогда как у усилителей класса «АВ» он составляет от 30 до 150 мА.

Выполняет две задачи: обеспечивает необходимую громкость и качество . При использовании встроенного в обычную бытовую технику усиления, может недоставать и громкости и качества. В то же время, не все усилители, что справляются с громкостью, способны донести музыку с подобающим качеством или в первозданном виде.

По используемым компонентам усилители можно разделить на ламповые, транзисторные и гибридные.

Ламповые усилители в большинстве случаев обладают теплым и комфортным звучанием. Особый шарм этим усилителям дают лампы, светящиеся в темноте. При выборе лампового усилителя обратите внимание на следующий момент, если лампы используются снаружи корпуса и ничем не прикрыты, то усилитель не должен располагаться в тех местах, где до него могут добраться дети или домашние животные. Лампы у таких усилителей горячие и сам усилитель должен находиться в хорошо вентилируемом месте. Усилители, лампы которых находятся внутри корпуса, не так эффектно выглядят, но зато их можно использовать везде.

Транзисторные усилители зачастую воспроизводят звук очень точно и четко, без какого-либо вкусового окраса. Также, в отличии от ламповых усилителей, транзисторные усилители хорошо работают с низкоомными наушниками. Транзисторные усилители зачастую более компактны и потребляют меньше энергии.

Гибридные усилители — это усилители, использующие как транзисторы, так и лампы. Такие усилители объединяют в себе все преимущества и недостатки транзисторного и лампового усиления. Как правило, такие усилители хороши для низкоомных наушников, где лампа дает мягкость звучания, а транзистор дает мощность, необходимую для низкоомных наушников.

В большинстве случаев усилитель проектируется под определенный тип наушников, одни работают с низкочувствительными «тугими» наушниками, а другие, наоборот, с высокочувствительными. Именно с тем типом наушников, под который разрабатывался усилитель, звучание будет наиболее полноценное и комфортное. Излишняя мощность у усилителя в данном случае большого преимущества не имеет.

Чаще всего транзисторные усилители рассчитаны на низкоомные наушники, а ламповые на высокоомные.

  • Импеданс нагрузки от 16 до 300 Ом;
  • Выходная мощность: 2x220 мВт для 16 Ом, 2х150 мВт для 32 Ом, 2х17 мВт при 300 Ом;
  • Максимальный уровень сигнала линейного выхода до 1 Vrms;
  • Подключение 3.5 мм, а также USB, microUSB – устройства Apple, Android (USB on the Go), ПК любого типа;
  • Встроенный Li-Ion аккумулятор емкостью 3000 мАч, полное время зарядки – 1 час 20 минут, возможность быстрой зарядки фирменным адаптером за 30 минут наполовину. Работа в качестве PowerBank. При подключении в аналоговом режиме время работы – до 13 часов, при цифровом подключении – до 7 часов;
  • Размеры – 68х175х12 мм, вес – 175 грамм;
  • Материалы корпуса – алюминий и кожа.

Комплект поставки

  • Портативный усилитель
  • Зарядное устройство
  • Соединительные кабели
  • Резинки для крепления к устройству
  • Инструкция

Для чего нужны портативные усилители для наушников

На свете почти не найдется людей, которые бы уверяли, что им не нравится качественное звучание музыки, вне зависимости от того, какой жанр они предпочитают. Доходит до смешного, есть люди, что годами не слушают никакую музыку, кроме той, что услышат случайно, но и они ратуют за то, что предпочитают наилучшее. При этом понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, в отношении музыки сугубо индивидуально, тут могут быть даны только приблизительные ориентиры, а дальше каждый должен пробовать и выбирать то, что нравится конкретно ему. Мы созданы по разным чертежам, за что спасибо нашим родителям, и по-разному слушаем и слышим музыку, что очевидно и не требует каких-либо объяснений. Например, мой опыт подсказывает, что хорошая аудиосистема требует не только разных компонентов, но и соответствующего помещения, в которой ее можно слушать. Те, кто заморочен на «идеальном» звуке, даже делают специально ремонт под установку аудиосистемы, так как это позволяет выжать из нее максимум. Но это крайний случай, который нетипичен для большинства.

Мир постепенно становится мобильным, мы все время куда-то бежим, едем в другие страны, и времени остановиться и качественно послушать музыку у нас нет. С появлением детей моя аудиосистема отправилась жить в кладовку – было бы жалко, если бы разбили, а закрывать гостиную от мелких как-то не хотелось. Да и времени слушать музыку не осталось совсем, во всяком случае, в спокойной домашней обстановке. Мой сценарий использования стал совсем другим, музыка стала звучать в машине, в дороге, но чаще всего в поездках. Безусловно, в этом случае для проигрывания музыки использовались портативные плееры, а также хорошие наушники. Но проблема в том, что качество звучания даже в самых дорогих и качественных наушниках очень сильно отличается от домашней аудиосистемы. Единожды попробовав качественный звук, вы будете слышать отличие в тех же композициях. Портативное аудио – это всегда компромисс, на который приходится идти, удобство и доступность музыки в вашем плеере или телефоне перевешивают недостатки звучания. В какой-то момент поймал себя на мысли, что стал совсем неразборчив и слушаю на комплектных наушниках Google Play Music, сервис, по качеству далекий от идеала, он предлагает очень среднюю оцифровку (в модели подписки, при покупке альбомов там все отлично, как и в iTunes). И тут же попытался привести все в порядок, загрузил в телефон музыку в хорошем качестве на год вперед.

Руки не доходят носить с собой плеер, ограничиваю себя телефоном, причем обычно это флагманы на Android, изредка планшеты iPad. И тут надо отметить, что подавляющее большинство таких устройств, не ошибусь, если скажу, что 99.9 процентов портативной техники, имеют плюс-минус сходное звучание, отличия только в улучшалках звука, которые, на самом деле, его сильно искажают. Проблема портативного аудио стара как мир, чтобы выдать качественное звучание, нужно поднять выходную мощность усилителя, что очевидным образом приведет к росту энергопотребления. Учитывая, что для многих покупателей аудио в телефонах и планшетах отходит даже не на второй, а на третий и последующие планы, то производители на это просто не идут. А когда что-то улучшают в этом направлении, то и вовсе молчат. Пример последнего времени – это режим Hi-Fi Audio в Alcatel Hero 2, в котором встроенный усилитель поднимает выходную мощность, что позволяет прокачать большую часть наушников, снижает искажения и делает звук по ощущениям чище. Но энергии при этом затрачивается в два раза больше.

Для подавляющего большинства потребителей хороший звук – это мантра, на деле их устраивает то, как звучит их телефон/плеер, и переплачивать за лучшее качество они готовы теоретически. На практике подкованность таких пользователей останавливается на моменте, что нужно купить качественную гарнитуру и тогда телефон зазвучит совсем по-другому. Этим пользуется множество компаний, которые с помощью маркетинга создают свои бренды, не имея в штате даже ни одного инженера. Раскрученные марки, в которых больше маркетинга, чем самого продукта, к таковым, например, относится Beats. Хочу отдельно подчеркнуть, что наушники Beats по звучанию нравятся очень многим людям, другое дело, что они не предлагают хорошего соотношения цена/качество и, по сути, относятся к массовому сегменту, должны стоить заметно меньше.

В телефонах и другой портативной технике крайне редко указывают значение выходного напряжения для усилителя, но на практике оно колеблется в диапазоне 0.2-0.3 В, для специализированных плееров 0.5-0.7 В (как пример можно привести модели HiSound, ColorFly), максимум 1 В. Чем больше плеер, тем обычно выше выходное напряжение, так как разработчики позаботились об этом и пожертвовали компактностью, но это модели для любителей. До сих пор мучаюсь вопросом, стоит ли покупать плеер Sony ZX1, который мне понравился по звучанию, но большую часть моих наушников не прокачивает, ему не хватает мощности.

Но в конце концов, другие ограничения этого плеера никуда не денутся. Это еще одно устройство, которое надо таскать с собой. В городе ходить с большими наушниками как-то странно, предпочитаю затычки, пусть и хорошие. Однако в качестве компромиссного устройства можно рассмотреть приобретение портативного усилителя для наушников, такие устройства стоят от десяти долларов до тысячи и решают несколько проблем портативной аудиотехники. Во-первых, они позволяют получить большую мощность на выходе, но это не значит, что они просто усиливают звук и добавляют искажения, отнюдь. Звук может быть очищен за счет того, что обходятся ограничения встроенного усилителя. Во-вторых, так как современные устройства позволяют отдавать звук как есть, а не только в аналоговом виде, то внешние усилители обзаводятся своими процессорами для его обработки (ЦАПами) и, как результат, дают совершенно иное звучание, оно не только имеет больший запас по громкости, но и воспринимается совершенно иначе. Подобные продвинутые версии портативных усилителей для наушников можно смело назвать самостоятельными плеерами, так как в них отсутствует только устройство хранения музыки, они получают ее извне. В остальном это отличный плеер, который умеет улучшать звук и выводить его на качественно иной уровень.

В зависимости от вашего бюджета и представлений о прекрасном, можно добиться очень неплохого звучания с телефона, а затратить на это меньшие деньги, чем даже стоит отдельный плеер, в котором в итоге звуковые характеристики будут такими же, либо даже хуже. Но расплатой за это станет то, что это дополнительная коробочка, для которой надо найти место в кармане, что делает портативность сомнительной. Лично для себя я нашел такой сценарий применения – в поездках беру хорошие наушники и портативный усилитель, слушаю музыку в хорошем качестве, когда на это есть время. Дома иногда тоже слушаю музыку в наушниках, чтобы не отвлекать своих домашних. Для меня это реальный сценарий использования, но говорить о том, что он аналогичен для многих других людей, нельзя – да и продажи портативных усилителей для наушников пока остаются довольно незначительными. Те, кто понимает их роль и значение, составляют исчезающе малую аудиторию. Но это реальная возможность улучшить звучание почти всех наушников на портативной технике и услышать, как та же музыка может звучать иначе. Давайте расскажу на примере OPPO HA-2, что предлагают лучшие портативные усилители сегодня и как их можно использовать.


Коробочка OPPO HA-2, как управлять и что можно получить

Любой портативный усилитель для наушников должен отличаться компактностью и возможностью использовать его в любых условиях. В качестве экзотики отмечу появление ламповых усилителей, которые обыгрывают тот самый теплый ламповый звук, но совершенно непригодны для ношения в карманах и перевозке вне коробок. Скорее это недорогой вариант, заменяющий стационарные усилители, для тех, кто не хочет тратиться на что-то более серьезное.

Модель OPPO HA-2 выполнена как небольшой прямоугольный брусок, корпус из алюминия, снаружи – накладка из натуральной кожи. Производитель попытался придать налет люкса этому продукту, получилось в целом неплохо, он не выглядит дешево, да и не является дешевым продуктом, его стоимость на уровне аналогичных решений от более известных производителей.




Забавное наблюдение – поставить HA-2 на какой-либо торец, несмотря на прямоугольную форму, не получится. Левая сторона закруглена, на других есть выступающие переключатели. Это никак не сказывается на эргономике или функциональности решения, просто наблюдение из жизни.

Металлический верньер включает усилитель, он находится на верхнем торце. Около него есть зеленый светодиод, он показывает, что устройство включено. На верхнем торце – два 3.5 разъема, один для наушников, второй – это Line In либо Line Out, в зависимости от того, что и как вы подключили к усилителю.


На нижнем торце есть microUSB-разъем, к нему можно подключить Android-устройства, требуется поддержка USB on the Go и соответствующий кабель (он входит в комплект), также есть полноразмерный USB-разъем, к нему подключается ПК либо техника Apple через кабель Lightning. Также на нижнем торце есть переключатель A-B-C, с его помощью вы коммутируете подключения, то есть вставив USB-кабель, подключенный к iPhone, вы должны установить B, чтобы услышать звук.


На правой стороне можно видеть индикатор заряда для встроенного Li-Ion аккумулятора, с его помощью можно заряжать внешние устройства. Емкость аккумулятора – 3000 мАч, полное время зарядки с помощью комплектного устройства – около 1 часа 20 минут (50 процентов заряжается за 30 минут). Если заряжать некомплектной зарядкой, то уйдет примерно 3 часа. От компьютера – намного больше (0.5А, 5В).



Наличие встроенного аккумулятора – это необходимость, так как это позволяет обойти ограничения портативных устройств, в которых как раз и экономят энергию, и поэтому выходная мощность довольно маленькая. Здесь все ровно наоборот, ниже обсудим, в каких режимах и как работает усилитель.

Также на правой стороне есть переключатель Bass+ (понятно, что это усиление басов), а также переключатель Gain (коэффициент усиления, настраивается под наушники).


Для того, чтобы проверить, как работает усилитель, я взял наушники OPPO PM-1, на которые как-то незаметно с лета подсел и часто ими пользуюсь в поездках либо дома.


Также для сравнения взял свои наушники Sennheiser HD800 плюс различные арматурные затычки. В принципе, работа усилителя со всеми наушниками была плюс-минус сравнимой, поэтому описывать их отдельно не стану. Но напомню, что при покупке такой техники вам стоит сравнивать сопротивление наушников и то, что умеет усилитель, чтобы понимать, что вы сможете получить на выходе. В идеале надо ехать и слушать, что получается, как звучит ваша музыка.

Итак, беру iPhone 6 Plus и подключаю его стандартным кабелем к USB-разъему, запускаю плеер, включаю усилитель. Звук идет в наушники, он имеет совсем другое звучание, нежели напрямую с телефона на тех же ушках. Проверено с десятком наушников, использование усилителя раскрывает звучание даже на недорогих моделях, такой звук выдать сам телефон не в состоянии.


В HA-2 встроен ЦАП, это двухканальный чип ESS Sabre32 ES9018 серии 2М, он способен декодировать сигнал PCM в качестве до 384 КГц/32 бит. Поток DSD декодирует с частотой дискретизации 2.8, 5.6 и 11.2 МГц. Для меня эти цифры мало что говорят, я предпочитаю слушать звук на практике и выносить сугубо субъективное мнение – нравится или не нравится.

Звук в HA-2 мне очень нравится. Тут есть одна фишка, а именно использование разъема на верхнем торце Line Out или обычного для наушников. При использовании Line Out возможности встроенного ЦАП не задействуются никак, то есть обработки звука как таковой нет. Это позволяет продлить время работы усилителя, по заявлению производителя, он проработает около 13 часов в таком режиме. Но если воткнуть наушники в обычный разъем, то будет задействован ЦАП, качество звучания изменится – мне больше нравится, как идет обработка звука в этом варианте. Да что греха таить, не просто больше, а намного больше. Звук становится насыщенным, композиции звучат совсем иначе, у вас появляется возможность регулировать громкость в широком диапазоне, максимальные значения не нужны, хватает половины.


Скажу самое важное – звучание привычных композиций с помощью OPPO HA-2 становится принципиально другим, он отлично раскрывает музыку. Безусловно, на рынке можно найти множество портативных усилителей, у меня не было задачи сравнивать их все, также как и возможности попробовать большинство из них. У меня есть несколько портативных усилителей, сравнивал звук в них с HA-2, в том числе слушал HA-1 от OPPO. Большой разницы не заметил, это продукты примерно одинакового уровня. Звучит очень достойно, для меня это самое главное.


Из нераскрытого осталось использование HA-2 в качестве внешней батарейки, тут все просто – можно слушать музыку и заряжать устройство, достаточно зажать на пару секунд кнопку проверки состояния батарейки. Удобно.

Прослушивание музыки с компьютера не представляет сложности – на Mac не требуется ровным счетом ничего, а вот на Windows надо будет поставить драйвера, но в целом, это минутное дело.

Осталось сказать про стоимость – в США традиционно она будет минимальной, порядка 400-450 долларов. В России предполагается, что HA-2 появится в конце января по цене 19-20 тысяч рублей, но многое будет зависеть от курса доллара. Как по мне, так свою стоимость HA-2 отрабатывает вполне и такой усилитель можно рекомендовать. Впрочем, его надо слушать, для звука никакие эксперты и оценки невозможны, все мы индивидуальны, имеем разный опыт и предпочтения, поэтому только личная оценка и ничего иного. Не стоит верить в то, что нравится другим, надо смотреть на то, что нравится именно вам.

В этом небольшом обзоре мне хотелось убить сразу двух зайцев. С одной стороны, рассказать о портативных усилителях для наушников, о них многие просто не знают. С другой стороны, описать возможности OPPO HA-2 как новичка на этом рынке, и при этом довольно интересного. Для тех, кто уже знает, что такое портативные усилители, интерес представляет только описание HA-2. Но еще раз подчеркну, что сравнение такой техники с аналогами может быть весьма условным, тут все надо слушать, и поэтому не буду приводить аналоги. Я их не слушал и не знаю, как они звучат, а сравнение со стационарными усилителями по понятным причинам не имеет никакого смысла.